пауки-боги
0
02
ПАУКИ-БОГИ
Жизнь проносится мимо быстрее, чем это может показаться. Показаться ребёнку или даже взрослому. И чем старше я становлюсь, тем больше убеждаюсь в этом. Она мелькает пейзажем за окном поезда, который мчится на предельной скорости. А мы смотрим в это окно и улыбаемся, ведь больше нам ничего не остаётся. Время скоротечно. И, как сказал мой любимый писатель, — это аксиома.

Только на этот раз я и вправду нахожусь в поезде. Конечно, будь на то моя воля, я выбрал бы другое место. Например, космический корабль или далёкую планету, а может быть, даже таинственные подземные лабиринты загробного мира.

Хотелось бы самому создать историю своей жизни, быть одновременно и автором, и героем. Я мог бы выбрать завязку, придумать кульминацию и предсказать конец. Конец, в котором и я мог бы стать счастливым…

Но фантазии на то и нужны, чтобы не сойти с ума. Они словно узкий подвесной мост между мечтами и реальностью. Последнее лекарство от отчаяния. Оружие против химеры.

За окном расстилается молочно-белый туман, и возникает ощущение, что поезд несётся сквозь облака. В свете последних размышлений это представляется символичным. Мне начинает казаться, что поезд идёт совсем не туда, куда нужно его пассажирам. Знай, куда он движется на самом деле, я бы предпочёл сойти. И, думаю, я такой не один.

Теперь стук металлических колёс отдалённо напоминает удары вёсел о воду. И я догадываюсь, кому принадлежит та лодка.

На оконном стекле замечаю паука. Он забился в самый дальний угол, словно испугался чего-то. Хотя, быть может, он просто спит.

Говорят, что у пауков много глаз. Вроде бы восемь — столько же, сколько и ног. Странные они создания. Удивительные. Думаю, мы чем-то похожи. Люди и пауки. Пауки и люди. Уникальные в своём роде. Виде. Царстве… Я не биолог, но уверен, что это так.

Поезд вздрагивает, и вместе с ним вздрагиваю и я.

Теперь туман за окном напоминает сигаретный дым, и мне хочется закурить. Но здесь этого делать нельзя. Такова проблема всех современных поездов. Да и не только поездов. Раньше я мог заполнить себя хотя бы дымом. А теперь… Теперь я ощущаю внутри себя пустоту. Кажется, она должна быть невесомой. Ведь это пустота. Но на деле пустота тяжелее всего, что только можно представить. Хочется лечь и притвориться мёртвым, но, к сожалению, от этого не становится легче.

В такие моменты вспоминаю детство. Сейчас, спустя многие годы, оно выглядит безмятежным. Хотя тогда, вероятно, всё было иначе.

В белом тумане мне видится дом, он похож на дом бабушки, в котором я проводил лето. Мне сразу же вспоминается невероятных размеров пень. Бабушка рассказывала, что когда-то на его месте возвышался дуб, а из его необъятного ствола торчал камень. Огромный серый булыжник, наполовину поглощённый корой. Бабушка говорила, что дерево выбрало себе игрушку и не желало расставаться с ней.

Я уже давно не ребёнок, и, вспоминая дуб, я думаю, что бабушка была неправа. И камень тот не был для дуба игрушкой. Просто деревьям тоже бывает одиноко. И в отличие от меня, дуб смог заполнить царящую внутри него пустоту.

Но время безжалостно не только к людям.

От дуба ничего не осталось, кроме огромного пня. Исчез и его любимый камень. Всё это кажется мне важным. Хотя в моменты одиночества многое таким кажется. Мир окутан саваном смерти, и все мы прекрасно знаем, что жизнь происходит здесь и сейчас, но мысленно пребываем то в прошлом, то в будущем, и крайне редко — в настоящем.

Туман сгущается, и создаётся впечатление, что поезд окутан паутиной. Видимо, так кажется не мне одному. Паук вытягивает лапы и ползёт к центру окна. Я по-прежнему не вижу его глаз, но возникает ощущение, что паук тоже изучает туман. В этот момент что-то случается, но за мгновение до этого я слышу скрип. Или даже скорее визг. Вой металла и леденящий душу скрежет.

Я подлетаю вверх, и вверх подлетает всё, что меня окружает. Только паук остаётся на месте. Теперь я вижу его глаза. Их действительно восемь. Паук тянет вперёд длинные передние лапы, словно пытаясь помочь мне. И я тоже тянусь к нему, но никак не могу ухватиться. Стекло вдруг распадается на части, и паук исчезает в пучине больших осколков. Туман проникает внутрь вагона. Пытаюсь понять, куда делся паук, но осколки пронзают глаза. Чувствую боль, а затем падаю на что-то твёрдое.

Я сижу на том самом пне, на месте которого когда-то рос дуб. Но бабушки здесь уже давно нет. Так же, как нет и её дома. Остались только тёплые детские воспоминания и твёрдая поверхность пня.

Мне вспоминается девочка, она жила по соседству. Мы часто играли вместе. Сидя здесь, я словно вновь её вижу. Светлые косы раскачиваются за спиной, а нос морщится, когда она смеётся.

— Расскажи мне ещё раз о дубе, — говорит девочка.

— Я же уже всё рассказал! — отвечаю я.

— Ну тебе что, жалко?

— Ладно…

Пока я в очередной раз пересказываю историю про дуб и камень, девочка, прищурившись, смотрит на меня. Я вспоминаю, что на её щеках были рассыпаны веснушки.

— И куда делся этот камень? Что вообще стало с дубом?

— Не знаю… — отвечаю я. — Спилили, наверное.

— А камень?

— Что камень?

— Его достали?

— Не знаю…

— А ты чего у бабушки не спросил?

— Спросил, наверное… Но забыл.

— Думаю, ерунда всё это! Откуда в дубе может быть камень! — смеётся девочка.

— Бабушка не врёт!

Девочка пожимает плечами.

— Я и не говорю, что врёт… А ты когда-нибудь убивал паука?

— Что?

— Ты когда-нибудь убивал паука? — голос девочки вдруг меняется. Он становится низким, хриплым, шипящим. В следующее мгновение девочка растворяется, и всё, что нас окружает, тоже.
Пустота растекается по всему телу и заполняет меня целиком. Я здесь и одновременно нигде. Мои мысли в прошлом, и мне не хочется уходить отсюда. Я осознаю, что впереди для меня ничего нет. Одна лишь тревога, беспокойство и страх.

Я лежу. Лежу на чём-то мягком и колючем, похожем на сухую траву или хворост. Сознание заполняет шум, но вскоре сквозь него пробиваются слова.

— Ты когда-нибудь убивал паука?

Всё тот же хриплый шипящий голос, которым вдруг заговорила соседская девочка.

— Ты когда-нибудь убивал паука?

-- Ты когда-нибудь убивал паука?

-- Ты когда-нибудь убивал…

Открываю глаза и вижу гигантскую лапу. Лапу какого-то зверя. Она покрыта густой коричневой шерстью, из которой торчат длинные толстые волоски. Можно было бы подумать, что эта лапа принадлежит собаке, но вместо собачьих пальцев и когтей страшно торчат два чёрных чудовищных, серпообразных когтя.

Вряд ли это собака.

— Ты когда-нибудь убивал паука?

-- Ты когда-нибудь убивал паука?

Сердцебиение учащается, и я ощущаю дрожь. Что-то не так. Я понимаю — произошло нечто ужасное.

Лапа отрывается от земли и через мгновение оказывается рядом с моим лицом.

Отпрыгиваю в сторону и падаю на спину. Первое, что вижу, —гигантские хелицеры с длинными чёрными иглами. Волосатые лапы окружают меня со всех сторон. Восемь неподвижных чёрных шаров разного размера устремляют на меня немигающий взгляд.

— Ты когда-нибудь убивал паука?

— Ты когда-нибудь убивал паука?

— Ты когда-нибудь убивал паука?

Хелицеры приходят в движение, и единственное, что я могу делать — это кричать. Стараюсь отползти назад, но руки утопают то ли в хворосте, то ли в сухой траве, из-за чего я почти не двигаюсь с места.

Невозможных размеров паук направляется вслед за мной. Я собираюсь встать и бежать, но натыкаюсь на что-то спиной. Поворачиваю голову… Ещё одна лапа с торчащими в разные стороны волосками.

Очередной крик вырывается из моей груди. Мне кажется, он звучит откуда-то издалека. Не верится, что это кричу именно я. И не верится, что происходящее вообще как-то может быть со мной связано. Тело колотит от ужаса, и мне с трудом удаётся сохранять хоть какой-то контроль над собственными движениями.

Отползаю в сторону и вижу ещё пауков. И тут я понимаю, что они повсюду. Гигантских размеров пауки заполнили собой всё пространство. Они трутся друг о друга огромными волосатыми брюхами. Шевелят хелицерами. И медленно переставляют бесчисленное количество конечностей. А десятки чёрных глаз-бусинок пристально смотрят на меня.

— Ты когда-нибудь убивал паука?

— Ты когда-нибудь убивал паука?

— Ты когда-нибудь убивал паука?

От ужаса вжимаюсь в землю и только сейчас понимаю, на чём именно я лежу. Сначала я думал, что это трава или хворост. Но теперь становится ясно, что это на самом деле. Отмершие волоски, опавшие с гигантских паучьих тел. Они покрывают землю толстым слоем. Настолько толстым, что при желании в них можно было бы зарыться целиком.

Невольно вспоминаю маленького паучка, что сидел на стекле. Наверное, он так же ощущал себя среди людей. Возможно, оттого и забился в самый дальний угол окна. Теперь мы поменялись местами.

— Ты когда-нибудь убивал паука?

— Ты когда-нибудь убивал паука?

Пауки подходят всё ближе, прижимаясь к друг другу волосатыми туловищами. И тут я замечаю между десятков, а то и сотен ног знакомый силуэт.

Приглядываюсь и понимаю, что не ошибся. Это человек. Мужчина в чёрном свитере.

— Эй! — кричу я. — Я здесь!!!

Но мужчина в чёрном свитере не оборачивается. Я смотрю на пауков и ожидаю, что, разозлённые криками, они бросятся на меня. Но ничего не происходит.

— Ты когда-нибудь убивал паука?

— Ты когда-нибудь убивал паука?

Удивительно, но я начинаю привыкать к происходящему. В голове, подобно ростку, пробивается первая спокойная мысль: «Если бы они хотели меня убить, то уже убили бы».

Пауки совсем близко, и один из них склоняет ко мне головогрудь. Вроде бы так это у них называется. Гигантские чёрные жемчужины почти касаются моего лица. Я вижу голову, покрытую густой серо-коричневой шерстью, и блестящий хитиновый панцирь.

— Ты когда-нибудь убивал паука? — спрашивает паук.

— Что происходит? — шепчу я. — Кто вы такие?

— Мы сортировщики, — отвечает паук. — Ты когда-нибудь убивал паука?

Я хочу ответить: «нет», но предчувствие останавливает меня. Между паучьих лап я вновь нахожу взглядом мужчину в чёрном свитере. Он стоит на коленях и трясётся от ужаса. Над ним так же, как и надо мной, нависли огромные головы паукообразных.

Возникает безумная идея побежать к нему, но она мгновенно рассеивается. Пауков так много, что я не успею сделать даже шаг в сторону.

— Ты когда-нибудь убивал паука? — по-прежнему настаивает паук.

Мне опять вспоминается паучок на окне поезда. Его я точно не убивал.

Я собираюсь задать пауку ещё один вопрос, но в голове возникает образ девочки-соседки с веснушками и светлыми косами. Она всё ещё сидит на том самом пне. Это кажется безумно важным, но я не могу вспомнить, почему.

— Ты когда-нибудь убивал паука? — повторяет паук.

— Почему вас это так интересует? — спрашиваю я и мысленно готовлюсь к тому, что хелицеры вот-вот вонзятся мне в лицо точно так же, как прежде стеклянные осколки.

— Тебе нужно просто ответить: да или нет? Ты когда-нибудь убивал паука?

— А что будет дальше? После ответа?

— Ты будешь отсортирован… — говорит паук и почёсывает одной из ног огромное брюхо. Несколько волосков, размером с небольшие веточки, отрываются от тела и смешиваются с общей густой массой, покрывающей землю.
Мужчина в чёрном свитере тем временем поднимается на ноги и что-то говорит своему пауку. Эта кажется мне забавным. У каждого из нас здесь свой паук…

— Я мёртв? — внезапно вырывается у меня вопрос.

— Да, — отвечает паук.

Это многое объясняет.

Смотрю на мужчину в чёрном свитере. Интересно, о чём он говорит со своим пауком?

И тут происходит нечто ужасное. Неожиданно паук кидается на мужчину, и я вижу, как хелицеры пронзают его грудь и шею. До меня доносится нечеловеческий вопль. Мужчина в чёрном свитере машет руками, а его ноги судорожно дёргаются. Он старается ударить паука по голове и глазам, но руки явно его не слушаются. Тело содрогается в конвульсиях и замирает. Я вижу, как хелицеры начинают совершать жевательные движения, и неподвижное человеческое тело принимает жуткую неестественную позу. Другие пауки тоже присоединяются к трапезе. Я с ужасом наблюдаю, как они медленно отрывают от человека руки и ноги и начинают жевать.

Я невольно опускаюсь на землю и обхватываю голову руками. Это сон. Это всё сон. Становится тяжело дышать, и, кажется, меня вот-вот вырвет. Я с нетерпением жду этого, но ничего не происходит.

— Ты когда-нибудь убивал паука?

— Ты когда-нибудь убивал паука?

— Пожалуйста, хватит, — шепчу я.

— Ответь, и всё прекратится.

Видимо, мужчина в чёрном свитере ответил неверно. Из головы всё никак не выходят жуткие образы растерзанного гигантскими пауками тела. Мне кажется, я вот-вот сойду с ума…

— Ты когда-нибудь убивал паука?

Мне хочется заорать: «Нет!», — но я опять вспоминаю девочку. Она смотрит на меня, и я замечаю в её глазах страх. Чего эта девочка боится? Что же тогда случилось?..

— Расскажи, мне ещё раз о дубе, — говорит девочка.

— Я же уже всё рассказал! — отвечаю я.

— Ну тебе что, жалко?

— Ладно…

Когда я заканчиваю пересказывать историю бабушки, девочка спрашивает:

— И куда делся этот камень? Что вообще стало с дубом?

— Не знаю… — отвечаю я. — Спилили, наверное.

— А камень?

— Что камень?

— Его достали?

— Не знаю…

— А ты чего, у бабушки не спросил?

— Спросил, наверное… Но забыл.

— Думаю, ерунда всё это! Откуда в дубе может быть камень! — смеётся девочка.

— Бабушка не врёт!

Девочка пожимает плечами.

— Я и не говорю, что врёт…

Я собираюсь что-то возразить, но девочка внезапно подскакивает с места и начинает кричать.

— В чём дело? — Я тоже спрыгиваю с пня.

— Паук! — кричит девочка и показывает пальцем на паучка, осторожно цепляющегося за кору. — Убей его!

— Да зачем его убивать? Пусть себе ползёт…

Девочка не успокаивается и продолжает кричать. Паук тем временем заползает на поверхность пня и замирает.

— Да плюнь ты на него, — говорю я.

— Нет! — возражает девочка и смотрит мне прямо в глаза. — Ты либо его убьёшь, либо я домой!

Спустя столько лет такая угроза кажется смешной. В детстве же всё представляется совсем иначе.

«Домой так домой», — сказал бы я сейчас. Но тогда ответил по-другому:

— Ладно…

Я опускаю на паучка ладонь и слегка надавливаю. Раздаётся еле уловимый хруст. А может, мне только так кажется. Может быть, никакого хруста и не было вовсе.

Когда я убираю руку, все лапы паука нелепо торчат в разные стороны, а его тельце нервно подрагивает.

— Он ещё жив! — кричит девочка.

Я смотрю на страдающего паука и не понимаю, зачем сделал это. В груди возникает пустота. Я впервые задумываюсь о действиях и их последствиях. О выборе, что мы делаем. И о страданиях, которые способны им причинить.

Девочка всё ещё кричит, но я уже иду домой.

Ночью прошёл дождь, а на следующий день мы с девочкой встречаемся, как будто ничего и не было. Сидим на том же самом пне и о чём-то болтаем. От паука не осталось и следа. Я стараюсь больше о нём не думать.

Так и произошло. До этого момента.

— Ты когда-нибудь убивал паука?

Отнимаю руки от головы и заглядываю в огромные глаза, отдающие чернотой бездны. Пытаюсь отыскать в них хоть что-нибудь человеческое, но ничего такого в них нет.

Теперь многое проясняется. Может, я и вправду заслужил всё это? Каждое действие порождает последствия.

Паучок с трудом ворочает переломанными ногами, и все его восемь глаз уставлены на меня:

— Зачем ты это сделал?..

Я хотел бы сказать, что не знаю. Но это не так. А врать я не хочу. Или не умею… или не люблю.

— Ты когда-нибудь убивал паука?

Но на этот вопрос нельзя отвечать правду. Уверен, что мужчина в чёрном свитере решил признаться…

— Можно задать ещё вопрос?

Паук молчит, и я расцениваю это, как согласие.

— Если я никогда не убивал паука. Если отвечу «нет» на ваш вопрос. Что будет дальше?

— Рай… — выдавливает из себя паук.

Осматриваюсь и замечаю между паучьими телами ещё людей. Сколько же нас здесь? Паук тем временем всё повторяет и повторяет свой вопрос:

— Ты когда-нибудь убивал паука?

— Ты когда-нибудь убивал паука?

— Ты когда-нибудь убивал…

Наверное, так может продолжаться вечно. Это значит, что есть время обдумать свой ответ…

— Что будет, если я не отвечу?

— Когда-нибудь всё равно ответишь, — отвечает паук и продолжает повторять свой вопрос.

Но тут меня отвлекает визг. Пронзительный и очень громкий. Я вижу девочку. Уверен, что раньше её там не было. Она закрывает лицо руками и кричит. На вид ей лет десять, не больше. Так странно, что она здесь…

Я хочу подойти к ней, но паук преграждает мне путь. Приходится отступить.

Девочка перестаёт кричать. Очередной паук склоняется к ней и что-то шепчет. Я догадываюсь, что именно. Губы девочки шевелятся, но из-за монотонного шипения пауков не слышу, что именно она говорит.

Готовлюсь к тому, что сейчас на неё набросятся так же, как на мужчину в чёрном свитере, но вместо этого паук делает несколько шагов назад и начинает передними лапами разгребать мёртвые волоски. Его конечности двигаются с неимоверной скоростью. Паук зарывается всё глубже и глубже, затем хватает девочку и кидает в образовавшуюся яму.

— Что он делает! — кричу я и бросаюсь в сторону девочки, но ближайший паук ударяет меня лапой и придавливает к земле.

— Ты когда-нибудь убивал паука?

Я смотрю туда, где только что была девочка, но она исчезла. Неужели пауки действительно отправили её в рай? Рай, путь в который пролегает через отмершую паучью плоть?

Я спрашиваю об этом.

— Рай внизу, — говорит паук.

Значит, ответ девочки их устроил. И она не убила за всю жизнь ни одного паука. А значит, мужчина в чёрном свитере либо сказал правду, либо соврал… Но как пауки это поняли? Может, сортировщики читают мысли? Но если бы так, меня бы давно растерзали.

Нет. Мысли они не читают…

Но тогда как они поймут, соврут ли им… Решаюсь спросить об этом.

— Мы чувствуем ложь, — отвечает паук.

Теперь всё ясно.

Я улыбаюсь. Выбора нет. Любые действия порождают последствия, а вернуться в прошлое невозможно. Вот моя судьба. Преступление и следующее за ним наказание.

Но у меня ещё есть время.

Столько времени, сколько я захочу.
ОПУБЛИКОВАН В ЖУРНАЛЕ «Год литературы.рф»
03
Мнения писателей
и литературных критиков
КРИТИКА
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР ЛИТЕРАТУРНОГО ЖУРНАЛА «ЮЖНАЯ ЗВЕЗДА»
«Метафористичность автора и его умение загадывать шарады вне всяких сомнений. Его прочтение „преступления и наказания“ оригинально. Но в творчестве каждый творец отвечает на два вопроса ЧТО и КАК. На вопрос КАК автор рассказа отвечает мастерски, используя арсенал литературных приёмов разных жанров…»

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ
ПРОЗАИК, ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРИТИК
«На первый взгляд рассказ может показаться сумбурным, но здесь представлен поток сознания, монолог вечно ожидающего пассажира, попытка самоанализа через метафору, рефлексия. Все детали размышлений складываются в законченный сюжет с финалом. Герой делает чёткий вывод о себе. Вот только поможет ли…»

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ
Литературный критик
«За Игорем Озерским наблюдать интересно — он неуклонно реализует амбицию сделаться главным русским хоррор-писателем (не в масскульте, а в серьезной прозе), демонстрируя при этом хороший темп, заметный литературный рост и расширение сюжетно-тематического диапазона.
Озерский научился, используя литературный инструментарий, пугать даже искушенного читателя — принципиальное умение для хоррор-писателя…»

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ
РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ, КРИТИК, ЛАУРЕАТ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРЕМИЙ, ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР И ИЗДАТЕЛЬ ЖУРНАЛА «АВРОРА» (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)
«Нелицеприятное завершение обычной человеческой жизни. Неужели, задается вопросом встревоженный читатель, подобное ожидает и меня? и меня тоже? Автор не дает ответа на вопрос, но в последних фразах каждого рассказа — не намекает, а прямо говорит: все зависит от нас…»

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ
Литературный критик
«Стоит отметить, что Игорю Озерскому особенно удается атмосфера. Почти физически ощущаешь влажный мрак и липкую паутину, слышишь хруст волосков с паучьих лап. Тягучая меланхолия, холод одиночества, бесконечность ожидания — я не зря упомянула вначале, что текст окутывает читателя. Кинематографические экшен-сцены получились не хуже, писатель совладал со временем, где нужно — замедляет его, где хочет — останавливает или ускоряет.»

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ
Автор литературного блога с обзорами книг, прозаик
«Стилистика рассказа соответствует его содержанию. Повторы, неполные предложения, анафоры и цикличность ставят текст вне времени и почти вне пространства. Убедительные и инфернальные образы пауков намекают на то, а что, если перевернуть мир, может, люди станут для пауков такими же мелкими, мерзкими, незначительными, чья жизнь ничего не стоит…»

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ
РОССИЙСКИЙ ПРОЗАИК, ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРИТИК, ВОКАЛИСТ ГРУПП «ГАРАЖНАЯ МЕЛОДИКА» И «СВОБОДНЫЕ РАДИКАЛЫ»
«Есть искушение пересказать сюжет, но лучше прочитать этот небольшой и остроумный (не путать со смешным) рассказ с неожиданным финалом… Меня лично поразило предвиденье автора. Предвиденье, быть может, невеликое, но точное и исполнившееся буквально в те же недели, когда ко мне рассказ попал…»

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРИТИК, ПОЭТ, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
«Но возможно, по Озерскому, человек при жизни всеми силами избегает физического как бы про запас, компенсируя жизнь будущую. Такой вот парадокс. Потому что за жизнью отрешённая бестелесность будет не нужна — её и так там, видимо, предостаточно. И потому рай или ад, посмертие, всякая другая жизнь обязаны быть хоть чуточку физиологичными — иначе просто сойдёшь с ума…»

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ
ПРОЗАИК, ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРИТИК-ПУБЛИЦИСТ, ЧЛЕН РУССКОГО ПЕН-ЦЕНТРА, СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ МОСКВЫ
«Это, пожалуй, не рассказ, а притча, сплошная метафора «человека в пустыне» как «человека умершего», вариации на тему посмертного существования (что тоже характерно для Озёрского). Рассказ, фактически, без зачина и без исхода, представляющий собою в плане событий описание одной ночи и рассвета, проведенного героем-рассказчиком в пустыне, а в плане идей — его рассуждения о том, что есть мир».

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРИТИК
«В своих прозаических работах Игорь Озёрский поднимает философский вопрос, актуальный для фэнтезийной литературы: что ждёт человека после смерти? Тема раскрывает широкое поле для творчества, позволяет предположить о существовании иных миров, божеств или же вовсе о перевоплощении в другую форму жизни. Фатальность жизни, являясь сюжетообразующим критерием, позволяет автору поместить героя в непривычные и неожиданные для него условия, таким образом, заставляя его задуматься о смысле уже утерянной жизни…»

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ
Заслуженный работник культуры РФ, прозаик, драматург, основатель и вице-президента Русского ПЕН-центра, секретарь Союза писателей Москвы, литературный критик
«Я бы назвала Игоря Озерского мрачным философом, который умеет бить буквами».

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ
ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛОМ ОБЩЕСТВА И КУЛЬТУРЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЖУРНАЛА «ЗНАМЯ»
«Из этих и других рассказов автора мог бы получиться интересный цикл, но в нём хотелось бы видеть эволюцию фактически единого, переходящего из новеллы в новеллу героя, хотелось бы, чтобы герой не множил свои взгляды, а, наконец, сумел разобраться со смертью, с любовью и, в конечном счете, с самим собой, то есть пришёл к той самой искомой гармонии…»

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ
Русский поэт, прозаик, литературный критик, искусствовед. Член Союза писателей России с 1991 г. Член Творческого Союза художников России
Проза Игоря Озерского опасно и мастерски балансирует между реальностью и ирреальностью. Автор словно бы медленно, внимательно движется по тончайшему лезвию между сугубым реализмом (чтобы «все как в жизни») и абсолютной фантастикой, почти киношной, — все, что автор изображает в прозаическом «кадре», крайне убедительно: все видишь, всему веришь.

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ
Литературный критик, Кандидат филологических наук, Член Российского Союза профессиональных литераторов, Член ЛИТО Московского Дома учёных, Старший научный сотрудник Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина
Наше время — это эпоха господства прозы. Казалось бы, какая статистика или какие непреложные факты могут нас убедить в том, что пришло время прозы? А между тем, суждение ни с какой стороны не доказуемое, взятое с потолка находит авторитетных сторонников и убедительные подтверждения.

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ
Филолог, поэт
Интригует в рассказе модель посмертия, где нашлось место хтоническому раю. Амбивалентность рая манифестирована его низовым положением. Кроме того, путь в него пролегает сквозь мертвую паучью плоть. Таким образом, в этом мире выбор возможен между плохим (рай) и очень плохим (окончательная смерть). Неудивительно, что герой выбирает не выбирать.

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ
Кандидат наук. Литературный критик. Прозаик
Оба рассказа «Пауки-боги» и «Место» Игоря Озёрского связаны между собой несколькими аспектами. В каждом из них присутствует образ поезда, повествование ведётся от лица главного героя, истории наполнены саморефлексией и происходят вне временного и пространственного контекста. Мир текстов автора не населён персонажами, в нём просторно главным героям, оставшимся наедине с чувствами и тревогами. О других людях говорится схематично, им отведена посредственная роль — отражать побудительные причины действий главного героя.

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ
Поэт, публицист. Член Союза писателей России и Московского союза литераторов. Шеф-редактор Литературного портала «Pechorin.net»
Игорь Озерский представил на рассмотрение два рассказа — «Пауки-боги» и «Место». Один из них мне известен, я готовила вопросы к интервью с писателем для нашего портала в связи с тем, что И. Озерский вышел в финал конкурса остросюжетного рассказа «Детектив Достоевский» в конце 2021 года.

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ
Критик, литературовед, книжный обозреватель
Автором придумано нетривиальное, впечатляющее, пугающее посмертие (буквальная реализация вечности как «бани с пауками» — очень интересный мысленный эксперимент!). Герой лежит на «отмерших волосках, опавших с гигантских паучьих тел» — браво, сильный, впечатляющий образ, мороз отвращения по коже даже у тех, кому не свойственна арахнофобия.

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ
Поэт, прозаик, переводчик, соредактор сербского журнала «Жрнов», член оргкомитета премии «Антоновка.40+», лауреат межд. и российских литературных конкурсов и премий
Выбранный автором образ паука имеет много различных толкований, как в положительном, так и в отрицательном смысле. В славянской мифологии он связан с миром духов и предков. Существовало народное поверье, будто душа во время сна покидает человека в виде паучка, а потом снова возвращается в тело. В христианстве пауки считаются символом греховного побуждения и ассоциируются со злом, обманом, колдовством.

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ
Литературный критик. Кандидат философских наук, доцент. Член исполкома Русского ПЕН-центра. Член Союза российских писателей. Лaуреат премии журнала «Наш современник» за критику
Сложная, изящная организация произведения. По сути, перед нами не совсем проза — скорее верлибрическая баллада-страшилка, с рефренами-повторами, мотивами, соединенными в текст не по прозаическим (рассказ), но по поэтическим (ассоциация) признакам. Нечто вроде песен «Короля и шута», только изложенных ритмизованной прозой.

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ
Журналист, прозаик, сценарист, драматург, член жюри конкурса «Литодрама», член Союза писателей Москвы
Профессионально отточенный слог, умение вовлечь в сюжет. И как будто не понимание, что с этим всем делать. Как будто неверие до конца, что это происходит с ним. В целях эксперимента (представив себя тем самым школьником, что собирается разделаться с ковшиком) я специально не стала ничего читать про автора, ограничившись исключительно представленными на суд текстами.

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ
Член координационного бюро Совета молодых литераторов Московской области СПР. Руководитель Литературного клуба «Феникс» и Союза молодых литераторов «Финист»
Есть писатели, которые считают главной целью литературы наиболее полное отражение действительности со всеми её подробностями. Таких писателей с XIX века принято называть реалистами. Есть писатели-фантасты, которые предпочитают искусственно конструировать миры. Есть писатели, балансирующие на грани между реализмом и фантастикой. А ещё существует понятие «реализм в высшем смысле», которое ввёл Ф. М. Достоевский.

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ
Литературный критик, поэт
Надо отметить, как динамично выстроен диалог девочки и рассказчика; постепенно из памяти поднимаются новые реплики, проливающие свет на прошлое героя; возможно, слишком настойчиво и явно показана зацикленность речи — возникает ненужное давление, лучше несколько сократить количество вопросов и текст не потеряет своего напряжения; даже при их переизбытке, повторы, словно туман, окутывают и гипнотизируют сознание.

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ
Поэт, литературный критик, публицист
Рассказ написан хорошим языком. В нём нет языковых шероховатостей, которые можно было бы исправить редактурой. При всём при этом рассказ произвёл на меня двойственное впечатление. С одной стороны, он врезается в память, с другой — впечатление могло быть намного более сильным.

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ
04
СТАТЬИ И ЖУРНАЛЫ
ПРИЗНАНИЕ