Рассказы Игоря Озерского «Пауки-боги» и «Место», несмотря на их внешнюю несхожесть — тематическую, внутрижанровую, стилистическую — образуют своеобразную любопытную «железнодорожную» дилогию об экзистенциальном выборе и выходе из тупика человеческого существования.
«Пауки-боги» — текст скорее постмодернистский, игровой. Неслучайно в первых главах подчеркивается желание рассказчика конструировать из жизни истории — и смешивать их с реальностью. Автор напрямую вторгается в собственное повествование. Поначалу даже кажется, что речь пойдёт исключительно об эскапизме. Или о знаменитом споре о роли (и смерти) творца в современном искусстве. Но позже оказывается, что речь в рассказе не об этом. Совсем не об этом.
Ты когда-нибудь убивал паука? Герой убивал, но в его «деле» множество смягчающих обстоятельств. Убивал, но единожды, да ещё и в детстве. И не ради праздного произвола, но по настоятельной просьбе подружки. Безо всякого желания, вопреки ему. Да и вообще — кажется, тот паук вообще остался жив (но это не точно).
Однако этого достаточно: герой виновен. Априори. Как и все мы: ты ведь тоже когда-нибудь убивал паука? Мы все виновны — мы жили, мы люди. Дамоклов меч экзистенции висит над нашими головами, и тысячи мохнатых лап уже готовы рвать нас на части за нашу первозданную неидеальность. И вопрос личного выбора будто бы поначалу поднимается, но потом мы понимаем — никакого выбора, кажется, нет. Что, собственно, в финале и проговаривается прямым текстом.
Но это дымовая завеса, увод читателя в сторону, ложный ход. Выход есть, и рассказ, при всей его внешней безнадёге, оптимистичен. Во-первых, в финале повествователь проговаривает: да, я виновен, но у меня ещё есть время. И добавляет удивительное: «Столько времени, сколько я захочу». Здесь считывается не только принятие трагизма человеческого бытия или фатализм, но и готовность к борьбе. Ты здесь не марионетка, не Посторонний, говорит герой. Ты сотворец этой реальности.
Что делать? См. начало рассказа. Меняй, конструируй, пробуй, твори. Даже если, возможно, эту неприятную реальность с априорной виной (иными словами — с коллективной ответственностью) тоже создал именно ты, это не последняя попытка. Время действительно ещё есть.
Но что, если эта возможность бесконечно переиграть реальность кажется не даром, а проклятием? А вдруг, сколько не живи и не твори, ничего не изменится — и вокруг всегда будут только ночь и ледяная рябь канала (ну или велика вероятность, что поезд на эту станцию не придёт никогда)? Стоицизм творца — это хорошо, но как обычному человеку порой не впасть в отчаяние от безысходной неизвестности?