ТОЛСТЫЙ КОРОЛЬ
толстый король
0
02
ТОЛСТЫЙ КОРОЛЬ
ОПУБЛИКОВАН В литературно-художественном и общественно-политическом журнале «аврора»
Представьте, что в конце отрезка сидит очень толстый король: насупившийся, фыркающий от возмущения.
Реки обернутся морями, а моря станут океанами. Так глобально по сравнению с человеческой жизнью и так ничтожно по сравнению с вечностью. Наша жизнь — секунда. Наш век не вечен. Он, как и мы, имеет начало, он, как и мы, имеет конец. Человеческий взгляд слишком ограничен, и не способен вместить в себя всё единство вселенной. Будучи песчинкой в пустыне, нельзя сказать наверняка, что есть основная цель, что должно ею быть. Маленькую крупицу песка может поднять ветер и унести так далеко, что сравниться с этим может лишь время её существования — отрезок от начала до конца. Каждого может подхватить такой ветер. У каждого он свой. Только один конец отрезка — рождение, второй — смерть. Нас может кружить в неистовом потоке: возможно, это будут чувства, возможно — вера. Но существует большая вероятность остаться на месте. Быть нетронутым жизнью — подобно смерти. Страшнее лишь осознанное желание этого.

У каждого из нас есть страхи. Можно скрывать их или говорить об этом, но в любом случае страх всегда препятствует движению. Он слишком много весит, чтобы быть подхваченным ветром. Принимая груз страхов, песчинка становится камнем. Её начало и конец остаются неизменными, но сам отрезок того незначительного времени, что ей дан, окажется пустым.
В одной руке он держит скипетр с жирными пятнами от пальцев, во второй — куриную ногу; и вот вы оказываетесь в конечной точке своего отрезка, и король с прищуром вглядывается в вас. В это время вы разглядываете его. Взгляд непроизвольно падает на свисающий двойной подбородок, покрытый испариной и нервно дёргающийся. Вы наблюдаете, как сильно король сжимает куриную ногу, из-за чего капли жира падают на его до блеска начищенные ботинки.

Король еще немного так смотрит на вас, а потом низким скрипучим голосом спрашивает:

— А что ты, собственно, можешь мне рассказать?

Вы же молчите. «Какого черта, — думаете вы, — этому жирному уроду от меня надо?!» Но король не унимается. Он, фыркая, медленно встаёт со своего трона и, переваливаясь с ноги на ногу, подходит так близко, что в нос ударяет запах пота.

— Так что ты можешь мне рассказать? — вновь спрашивает король. — Ты когда-нибудь чувствовал порывы ветра?

Это риторический вопрос. И тебе становится ясно, к чему он клонит.
— А ты когда-нибудь летал в этих порывах? — продолжает король.
Зачем спрашивать, если ответ очевиден…

Вы прожили долгую жизнь. Наверное, даже совершали что-нибудь хорошее. Но достаточно ли вы сделали, или было много того, что делать не стали? И что теперь? На последней ступеньке вашего пути вы говорите со старым и толстым королем, и даже перед ним вам стыдно.

Без попутного ветра дойти до цели сложно, но возможно. Пусть он будет дуть в другую сторону, но если есть движение, то всегда будет шанс; в конечном счёте вы окажетесь рядом с этим королём и посмеетесь ему в лицо, расскажете ему о полёте, о котором ему и не мечтать.

А если жить без ветра, уповая на судьбу или случай, останетесь на месте. Тело покроется корой и мхом, а сердце — паутиной. И последнее, что вы сделаете — станете очередным королём, старым и толстым. Каждую секунду, когда вы чего-то ждете, трон, что ожидает вас, становится все более реальным.
03
Мнения писателей
и литературных критиков
КРИТИКА

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА ЛИТЕРАТУРНОЙ ГАЗЕТЫ

«Река Стикс, карточная игра в адской приемной и толстый король со скипетром и жирной куриной ногой, дотошно вопрошающий: «Летали ли вы в порывах ветра»? Нелицеприятное завершение обычной человеческой жизни.»

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ

Критик, публицист, член СПР, редактор отдела критики журнала «Наш современник»

Ко мне на разбор попали четыре рассказа Игоря Озерского, но если бы они не были разделены названиями, то я бы подумала, что это один текст. Причём текст не совсем художественный: скорее — попытка философского размышления о смысле жизни и её скоротечности. Состоит она из набора самоочевидных максим, которые автор пытается соединить в поучительные суждения: «Реки обернутся морями, а моря станут океанами. Так глобально по сравнению с человеческой жизнью и так ничтожно по сравнению с вечностью. Как ощутимо меняется цвет горизонта, когда солнце одаряет небо своими обжигающими лучами. Единство вселенной в одном взгляде всегда сопряжено с непониманием. Наша жизнь — секунда, ведь наш век не вечен: он, как и мы, имеет своё начало, он, как и мы, имеет свой конец».

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ
ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛОМ ОБЩЕСТВА И КУЛЬТУРЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЖУРНАЛА «ЗНАМЯ»
«Из этих и других рассказов автора мог бы получиться интересный цикл, но в нём хотелось бы видеть эволюцию фактически единого, переходящего из новеллы в новеллу героя, хотелось бы, чтобы герой не множил свои взгляды, а, наконец, сумел разобраться со смертью, с любовью и, в конечном счете, с самим собой, то есть пришёл к той самой искомой гармонии…»

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ
Поэт, прозаик, драматург, литературный переводчик, секретарь СПР, зам. гл. редактора журнала «Бельские просторы».
«Иногда он сознательно как будто отклоняется от темы, но это только делает его прозу еще более цельной, сквозная смысловая линия упруго протянута через всё произведение».

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР ЛИТЕРАТУРНОЙ ГАЗЕТЫ
«Сейчас не хватает авторов, способных усложнить состав стилистических элементов текста, уплотнить их до предела, оставляя при этом смысловой простор. Озёрский не боится сложности. Потому как сложность его текстов идет не от желания запутать читателя, а от желания передать нечто непередаваемое, трансформированное из вязкого сочетания чувств, мыслей и мировоззренческих установок. …»

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ
04
СТАТЬИ И ЖУРНАЛЫ
ПРИЗНАНИЕ